Оценка бизнеса
"Разведка боем - общепринятая тактика на фондовом рынке. Опросите участников рынка, и вы наверняка обнаружите, что большинство людей очень плохо понимало или же не понимало вообще, во что они делают свои первые вложения".
Обратите внимание, что эта статья озаглавлена "Оценка бизнеса", а не "Оценка акций". Хотя процесс инвестиционных исследований чаще всего формулируется как оценка акций, грамотные инвесторы знают, что, приобретая акцию, на самом деле вы приобретаете долю в бизнесе. Поэтому, чтобы рассчитать, сколько стоит акция, вам, прежде всего, необходимо определить, сколько стоит бизнес в целом. Вы можете начать этот процесс с оценки финансовых показателей компании в терминах величины на акцию, чтобы высчитать, чего стоит пропорциональная доля бизнеса.
Если вы владеете одной акцией Wal-Mart, вы, наряду с членами семьи основателя этой компании Сэма Уолтона (Sam Walton), являетесь владельцем компании. Конечно, семье Уолтонов принадлежит больше, чем вам. Намного больше. Но, тем не менее, ваша акция тоже считается. Когда дело дойдет до необходимости принятия серьезных решений, компания вышлет вам бюллетень для голосования и учтет ваш голос. И каждый раз, когда покупатель приобретает маску для подводного плавания, стереосистему или набор полотенец в магазине Wal-Mart, крошечная доля прибыли, которую создает эта покупка, принадлежит вам. Очень, очень маленькая доля. Но вас не должно это угнетать, ведь у Wal-Mart очень, очень много покупателей.
Судьба каждой акции неразрывно связана с судьбой соответствующего бизнеса и с отношением рынка к будущим перспективам этого бизнеса.
Все сводится к цене и качеству
По мере того, как вы будете узнавать все больше о том, как изучать компании, вам будет встречаться все больше различных мер и инструментов, которые инвесторы используют для оценки. В число этих инструментов могут входить соотношение цена/прибыль, прибыль на акцию, оценки на основании потока наличности и так далее. Поначалу из всех этих инструментов оценки бизнеса у вас в голове может образоваться большая свалка. Однако будет лучше, если со временем вы рассортируете их в две основные категории: цена и качество. Есть также два основных вопроса, на которые вам необходимо ответить, прежде чем решить, стоит ли компания ваших инвестиций:
1. Является ли она сильной и растущей высококачественной компанией?
2. Является ли цена акций этой компании привлекательной именно сейчас?
Если вы не потрудитесь ответить на эти вопросы (сколько бы их ни было), вы можете в результате приобрести чрезвычайно переоцененные акции замечательной компании или по очень низкой цене оказаться владельцем доли бизнеса, который рискует сократиться наполовину в самое ближайшее время.
Качество
Есть несколько способов, с помощью которых вы можете определить качество компании. Свободна ли она от долгов или по уши увязла в процентах по займам? Много ли у фирмы наличности? Генерирует ли она большие потоки наличности и эффективно ли распоряжается этими деньгами? Растут ли продажи и прибыли с похвальной скоростью? Растут ли также нормы валовой, операционной и чистой прибыли? Разумно ли руководство компании, и хорошо ли оно справляется со своими обязанностями? Хорошо ли позиционирована компания, чтобы справиться со своими конкурентами? Владеет ли компания широко известной и любимой торговой маркой?
Это - лишь некоторые из множества показателей, по которым вы можете оценить качество выбранной вами компании.
Цена
Определяя цену компании, вы не должны интересоваться, сколько долларов стоит одна акция компании. Вместо этого вы должны сравнить величину некоторого показателя на акцию с неким эталоном. Инвесторы обычно берут набор показателей и сравнивают их с прибылью компании. Соотношение цена/прибыль, например, сравнивает цену акции с прибылью на одну акцию компании. Некоторые компании не могут быть адекватно оценены на основании их прибыли, и в этом случае часто используется соотношение цены к объему продаж. Другим соотношением, построенном на прибыли, является отношение показателя цена/прибыль к скорости роста прибыли компании.
Цена акции компании, на самом деле, является отражением ожидаемых прибылей, дисконтированных с соответствующей ставкой. Если ваши расчеты показывают, что сумма дисконтированных прибылей компании должна выражаться в стоимости акции в $80, а в настоящее время эта акция продается по $60, вы, скорее всего, имеете шанс получить хорошую прибыль.
Стоимость
После того, как вы составили представление о качестве компании и ее цене, вы можете начать рассуждать о том, какова должна быть внутренняя стоимость компании. Прежде, чем мы двинемся дальше, следует запомнить, что существует множество различных инвестиционных стилей и множество различных способов оценки акций. Некоторые инвесторы концентрируют свое внимание, прежде всего, на поиске недооцененных компаний, уделяя особое внимание цене акций. Другие принимают во внимание цену, но больше концентрируются на качестве бизнеса. Оба этих подхода верны.
Неверным было бы просто высматривать быстро растущие компании, не обращая внимания на цену и качество бизнеса. Или только исследовать диаграммы движения акций и объемов их торгов.
Узнайте больше
Успех в анализе отдельных бизнесов и вложении в них своих средств заключается в том, чтобы покупать те компании, в которых вы лучше всего понимаете, и постоянно совершенствовать и дополнять свои знания об этих компаниях.
Вот некоторые шаги, которые вам полезно было бы предпринять для расширения спектра своих знаний:
Попробуйте что-либо из продуктов или услуг компании. Ознакомьтесь с тем, как компания улучшает свои продукты или услуги, и какой на них спрос.
Почитайте о компании. Найдите книги, журналы и газеты, где содержатся статьи об этой компании.
Поизучайте доски обсуждений, где разговор идет об интересующих вас компаниях. Вы сами можете и должны задавать вопросы о них. В частности, изучите рубрику "Часто задаваемые вопросы" (FAQ), ссылка на которую находится внизу большинства досок обсуждений.
Выясните, к какой модели относится бизнес компании. Как она зарабатывает свои деньги? Как она организована? Как модель бизнеса может измениться через несколько лет? На каких предположениях построена модель?
Изучите конкурентное окружение компании. Кто относится к ее основным конкурентам? Преуспевает ли компания в отражении конкурентных атак? Какие преимущества компания имеет перед своими конкурентами? Каковы ее недостатки в сравнении с ними? Как меняется отрасль, к которой относится деятельность компании, и какие проблемы могут встать перед ней в связи с возможными изменениями?
Подумайте о рисках, с которыми встречается компания. В регистрационных документах, представляемых в Комиссию по ценным бумагам, руководство компании объясняет некоторые риски, которые оно видит перед собой.
Рассмотрите несколько числовых показателей. Выясните, насколько быстро растут продажи компании. Подсчитайте отношение задолженности на одну акцию. Определите норму валовой прибыли.
Поговорите с людьми, задействованными в этом бизнесе (служащие этой компании, поставщики, покупатели магазинов, где компания продает свои продукты, клиенты компании, люди, знакомые с конкурентами компании, и т.д.). Выясните, какого они мнения о компании и ее месте в своей отрасли. Выясните, что они думают о перспективах изучаемой вами компании.
"Разведка боем - общепринятая тактика на фондовом рынке. Опросите участников рынка, и вы наверняка обнаружите, что большинство людей очень плохо понимало или же не понимало вообще, во что они делают свои первые вложения".
Обратите внимание, что эта статья озаглавлена "Оценка бизнеса", а не "Оценка акций". Хотя процесс инвестиционных исследований чаще всего формулируется как оценка акций, грамотные инвесторы знают, что, приобретая акцию, на самом деле вы приобретаете долю в бизнесе. Поэтому, чтобы рассчитать, сколько стоит акция, вам, прежде всего, необходимо определить, сколько стоит бизнес в целом. Вы можете начать этот процесс с оценки финансовых показателей компании в терминах величины на акцию, чтобы высчитать, чего стоит пропорциональная доля бизнеса.
Если вы владеете одной акцией Wal-Mart, вы, наряду с членами семьи основателя этой компании Сэма Уолтона (Sam Walton), являетесь владельцем компании. Конечно, семье Уолтонов принадлежит больше, чем вам. Намного больше. Но, тем не менее, ваша акция тоже считается. Когда дело дойдет до необходимости принятия серьезных решений, компания вышлет вам бюллетень для голосования и учтет ваш голос. И каждый раз, когда покупатель приобретает маску для подводного плавания, стереосистему или набор полотенец в магазине Wal-Mart, крошечная доля прибыли, которую создает эта покупка, принадлежит вам. Очень, очень маленькая доля. Но вас не должно это угнетать, ведь у Wal-Mart очень, очень много покупателей.
Судьба каждой акции неразрывно связана с судьбой соответствующего бизнеса и с отношением рынка к будущим перспективам этого бизнеса.
Все сводится к цене и качеству
По мере того, как вы будете узнавать все больше о том, как изучать компании, вам будет встречаться все больше различных мер и инструментов, которые инвесторы используют для оценки. В число этих инструментов могут входить соотношение цена/прибыль, прибыль на акцию, оценки на основании потока наличности и так далее. Поначалу из всех этих инструментов оценки бизнеса у вас в голове может образоваться большая свалка. Однако будет лучше, если со временем вы рассортируете их в две основные категории: цена и качество. Есть также два основных вопроса, на которые вам необходимо ответить, прежде чем решить, стоит ли компания ваших инвестиций:
1. Является ли она сильной и растущей высококачественной компанией?
2. Является ли цена акций этой компании привлекательной именно сейчас?
Если вы не потрудитесь ответить на эти вопросы (сколько бы их ни было), вы можете в результате приобрести чрезвычайно переоцененные акции замечательной компании или по очень низкой цене оказаться владельцем доли бизнеса, который рискует сократиться наполовину в самое ближайшее время.
Качество
Есть несколько способов, с помощью которых вы можете определить качество компании. Свободна ли она от долгов или по уши увязла в процентах по займам? Много ли у фирмы наличности? Генерирует ли она большие потоки наличности и эффективно ли распоряжается этими деньгами? Растут ли продажи и прибыли с похвальной скоростью? Растут ли также нормы валовой, операционной и чистой прибыли? Разумно ли руководство компании, и хорошо ли оно справляется со своими обязанностями? Хорошо ли позиционирована компания, чтобы справиться со своими конкурентами? Владеет ли компания широко известной и любимой торговой маркой?
Это - лишь некоторые из множества показателей, по которым вы можете оценить качество выбранной вами компании.
Цена
Определяя цену компании, вы не должны интересоваться, сколько долларов стоит одна акция компании. Вместо этого вы должны сравнить величину некоторого показателя на акцию с неким эталоном. Инвесторы обычно берут набор показателей и сравнивают их с прибылью компании. Соотношение цена/прибыль, например, сравнивает цену акции с прибылью на одну акцию компании. Некоторые компании не могут быть адекватно оценены на основании их прибыли, и в этом случае часто используется соотношение цены к объему продаж. Другим соотношением, построенном на прибыли, является отношение показателя цена/прибыль к скорости роста прибыли компании.
Цена акции компании, на самом деле, является отражением ожидаемых прибылей, дисконтированных с соответствующей ставкой. Если ваши расчеты показывают, что сумма дисконтированных прибылей компании должна выражаться в стоимости акции в $80, а в настоящее время эта акция продается по $60, вы, скорее всего, имеете шанс получить хорошую прибыль.
Стоимость
После того, как вы составили представление о качестве компании и ее цене, вы можете начать рассуждать о том, какова должна быть внутренняя стоимость компании. Прежде, чем мы двинемся дальше, следует запомнить, что существует множество различных инвестиционных стилей и множество различных способов оценки акций. Некоторые инвесторы концентрируют свое внимание, прежде всего, на поиске недооцененных компаний, уделяя особое внимание цене акций. Другие принимают во внимание цену, но больше концентрируются на качестве бизнеса. Оба этих подхода верны.
Неверным было бы просто высматривать быстро растущие компании, не обращая внимания на цену и качество бизнеса. Или только исследовать диаграммы движения акций и объемов их торгов.
Узнайте больше
Успех в анализе отдельных бизнесов и вложении в них своих средств заключается в том, чтобы покупать те компании, в которых вы лучше всего понимаете, и постоянно совершенствовать и дополнять свои знания об этих компаниях.
Вот некоторые шаги, которые вам полезно было бы предпринять для расширения спектра своих знаний:
Попробуйте что-либо из продуктов или услуг компании. Ознакомьтесь с тем, как компания улучшает свои продукты или услуги, и какой на них спрос.
Почитайте о компании. Найдите книги, журналы и газеты, где содержатся статьи об этой компании.
Поизучайте доски обсуждений, где разговор идет об интересующих вас компаниях. Вы сами можете и должны задавать вопросы о них. В частности, изучите рубрику "Часто задаваемые вопросы" (FAQ), ссылка на которую находится внизу большинства досок обсуждений.
Выясните, к какой модели относится бизнес компании. Как она зарабатывает свои деньги? Как она организована? Как модель бизнеса может измениться через несколько лет? На каких предположениях построена модель?
Изучите конкурентное окружение компании. Кто относится к ее основным конкурентам? Преуспевает ли компания в отражении конкурентных атак? Какие преимущества компания имеет перед своими конкурентами? Каковы ее недостатки в сравнении с ними? Как меняется отрасль, к которой относится деятельность компании, и какие проблемы могут встать перед ней в связи с возможными изменениями?
Подумайте о рисках, с которыми встречается компания. В регистрационных документах, представляемых в Комиссию по ценным бумагам, руководство компании объясняет некоторые риски, которые оно видит перед собой.
Рассмотрите несколько числовых показателей. Выясните, насколько быстро растут продажи компании. Подсчитайте отношение задолженности на одну акцию. Определите норму валовой прибыли.
Поговорите с людьми, задействованными в этом бизнесе (служащие этой компании, поставщики, покупатели магазинов, где компания продает свои продукты, клиенты компании, люди, знакомые с конкурентами компании, и т.д.). Выясните, какого они мнения о компании и ее месте в своей отрасли. Выясните, что они думают о перспективах изучаемой вами компании.
0 коммент.:
Отправить комментарий