Бюджетное правило
Бюджетное правило - правило российского бюджета, определяющее максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Декларируемая цель - снижение зависимости бюджетной политики России от циклов в экономике.
Бюджетное правило - Экономический смысл
Бюджетное правило является способом стерилизации нефтегазовых доходов бюджета с помощью формирования специальных бюджетных фондов. Используется правило следующим образом:
Периодически выполняется прогноз доходов федерального бюджета, на основе рассчитанной цены нефти - средней за установленный промежуток времени.
Доходы, превышающие прогнозное значение, перечисляются в Резервный фонд.
После достижения Резервным фондом порогового объема (по состоянию на 2014 год порог равен 7 % ВВП), средства начинают направлять на пополнение Фонда национального благосостояния.
Согласно официальной позиции Министерства финансов, бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков, а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года.
Бюджетное правило - История правила
Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).
На основе рекомендаций Международного валютного фонда Правительством Российской Федерации было установлено правило для формирования бюджета на период 2008-2010 годов:
- величина ненефтегазового дефицита бюджета - 4,7 % ВВП
- нефтегазовый трансферт - объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета - 3,7 % ВВП.
То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.
В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 - 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.
В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:
- цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;
- объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.
Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.
Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.
Бюджетное правило - Мнения экономистов и государственных деятелей
Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.
Существуют два основных взгляда на проблему:
- необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
- необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.
За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов, предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. «Мы должны подойти к тому, чтобы быть предельно честными, и тогда сказать: да, мы сохраняем бюджетное правило, но тогда мы должны признать, что высоких темпов роста при сложившейся мировой конъюнктуре у нас не будет. Те темпы роста, которые мы можем иметь, - это два-три процента». -- Андрей Клепач
Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев, заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается». По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец, правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны - под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.
За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова. Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго.
Бюджетное правило - Аргументы в пользу отказа от правила
Основным аргументом, высказываемым в пользу смягчения бюджетного правила, является следующее предположение. Увеличение предельного дефицита бюджета позволит направить средства в размере этого увеличения на инвестиции в экономику. Так, по мнению Министерства экономического развития, увеличение в 2015 году дефицита с 1 до 1,5 % ВВП (на 400 млрд рублей) позволит увеличить темпы экономического роста. А в 2014 году рост без бюджетного правила мог бы составить 1,1 % ВВП вместо ожидаемых 0,5 %.
Режим жесткой экономии, определяемой правилом, оказывает негативное влияние не только на инвестиционное развитие национальной экономики, но и как следствие на социальное развитие страны.
Перевод природных ресурсов в финансовые (накопление средств в суверенных фондах) не оптимально. Расходы на инфраструктуру, средства производства (создание материальных ресурсов) формирует другую структуру хозяйства. В кризисные времена более развитая и диверсифицированная экономика может потребовать гораздо меньших ресурсов на поддержание.
Бюджетное правило - Аргументы в пользу сохранения правила
Важное преимущество правила - обеспечение готовности к длительному снижению цен на нефть. Бюджетное правило должно позволить автоматически изменять бюджетную политику на время снижения или замедления роста нефтяных цен.
Бюджетное правило должно обеспечивать макроэкономическую стабильность. Его пересмотр может стать отрицательным сигналом для инвесторов.
Бюджетное правило - правило российского бюджета, определяющее максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Декларируемая цель - снижение зависимости бюджетной политики России от циклов в экономике.
Бюджетное правило - Экономический смысл
Бюджетное правило является способом стерилизации нефтегазовых доходов бюджета с помощью формирования специальных бюджетных фондов. Используется правило следующим образом:
Периодически выполняется прогноз доходов федерального бюджета, на основе рассчитанной цены нефти - средней за установленный промежуток времени.
Доходы, превышающие прогнозное значение, перечисляются в Резервный фонд.
После достижения Резервным фондом порогового объема (по состоянию на 2014 год порог равен 7 % ВВП), средства начинают направлять на пополнение Фонда национального благосостояния.
Согласно официальной позиции Министерства финансов, бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков, а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года.
Бюджетное правило - История правила
Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).
На основе рекомендаций Международного валютного фонда Правительством Российской Федерации было установлено правило для формирования бюджета на период 2008-2010 годов:
- величина ненефтегазового дефицита бюджета - 4,7 % ВВП
- нефтегазовый трансферт - объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета - 3,7 % ВВП.
То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.
В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 - 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.
В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:
- цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;
- объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.
Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.
Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.
Бюджетное правило - Мнения экономистов и государственных деятелей
Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.
Существуют два основных взгляда на проблему:
- необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
- необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.
За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов, предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. «Мы должны подойти к тому, чтобы быть предельно честными, и тогда сказать: да, мы сохраняем бюджетное правило, но тогда мы должны признать, что высоких темпов роста при сложившейся мировой конъюнктуре у нас не будет. Те темпы роста, которые мы можем иметь, - это два-три процента». -- Андрей Клепач
Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев, заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается». По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец, правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны - под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.
За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова. Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго.
Бюджетное правило - Аргументы в пользу отказа от правила
Основным аргументом, высказываемым в пользу смягчения бюджетного правила, является следующее предположение. Увеличение предельного дефицита бюджета позволит направить средства в размере этого увеличения на инвестиции в экономику. Так, по мнению Министерства экономического развития, увеличение в 2015 году дефицита с 1 до 1,5 % ВВП (на 400 млрд рублей) позволит увеличить темпы экономического роста. А в 2014 году рост без бюджетного правила мог бы составить 1,1 % ВВП вместо ожидаемых 0,5 %.
Режим жесткой экономии, определяемой правилом, оказывает негативное влияние не только на инвестиционное развитие национальной экономики, но и как следствие на социальное развитие страны.
Перевод природных ресурсов в финансовые (накопление средств в суверенных фондах) не оптимально. Расходы на инфраструктуру, средства производства (создание материальных ресурсов) формирует другую структуру хозяйства. В кризисные времена более развитая и диверсифицированная экономика может потребовать гораздо меньших ресурсов на поддержание.
Бюджетное правило - Аргументы в пользу сохранения правила
Важное преимущество правила - обеспечение готовности к длительному снижению цен на нефть. Бюджетное правило должно позволить автоматически изменять бюджетную политику на время снижения или замедления роста нефтяных цен.
Бюджетное правило должно обеспечивать макроэкономическую стабильность. Его пересмотр может стать отрицательным сигналом для инвесторов.
0 коммент.:
Отправить комментарий