О профессии - Аналитик
Профессия. Мало что стоит так дорого, как хороший совет. «Ф.» решил внимательнее взглянуть на тех, кто сделал советы своей работой.
Если на собеседовании молодой человек говорит, что хочет быть финансовым аналитиком в инвесткомпании, и к этому ему нечего добавить, приходится с ним тут же прощаться, – рассказывает старший консультант Antal International Эльвира Гарифулина. – Вряд ли работодателя заинтересует кандидат, имеющий самые приблизительные представления о профессии». Обычный финансовый аналитик имеет дело с отчетностью собственного предприятия и занимается разного рода планированием и контролем. И в реальном секторе, и в инвесткомпаниях, и в банках такой специалист будет выполнять примерно одни и те же функции.
«Инвестиционный аналитик – совсем другая профессия, – объясняет консультант департамента «Финансы и аудит» Cornerstone Дмитрий Поневежский. – Этот специалист принадлежит не к финансовому, а аналитическому департаменту, занимается анализом рынка и отдельных его отраслей». Однако опыт «Ф.» показал, что сами сотрудники аналитических отделов не вдаются в тонкости терминологии. «Инвестиционный? Финансовый? – размышляет начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Владимир Веденеев. – Финансовый звучит привычнее, но, чтобы не было путаницы, лучше просто говорить: аналитик».
Почем колготки в переходе. Для того чтобы прийти в инвестиционную сферу на позицию аналитика, нужно подавать большие надежды, а именно отучиться в престижном вузе и пройти стажировку в одной из крупных инвесткомпаний. Необходимо также знание английского языка, потому что не владеющий им сотрудник лишается значительной доли информации. Владимир Веденеев, впрочем, считает: научить молодого специалиста английскому языку легче, чем развить в нем склонность к аналитике. Поэтому необходимейшее из условий – аналитический склад ума, наличие-отсутствие которого выявляется на многочисленных собеседованиях с работодателем (их число может доходить до 12). Во время разговора задаются неожиданные вопросы: например, сколько стоит определенное лекарство в соседней аптеке или женские колготки в ближайшем подземном переходе. Так проверяется стрессоустойчивость и получается представление об общем кругозоре соискателя. На мнение работодателя могут повлиять странные вещи. «На первом курсе я работал курьером в небольшой инвесткомпании. Мне нравилась математика, я хотел попробовать себя в аналитике, но мне, естественно, не доверяли, – вспоминает представитель профессии. – На корпоративном празднике были устроены соревнования на лодках и делались ставки, кто из брокеров приплывет быстрее. Мой прогноз занял второе место, и отношение ко мне резко изменилось. Вскоре я стал аналитиком».
Штатная ситуация. Как правило, аналитики специализируются в одном из направлений – акциях или облигациях. Те, кто имеют дело с акциями, чаще всего останавливаются на одной отрасли: потребительском секторе, электроэнергетике, телекоммуникациях и т. д. Это дает возможность детально изучить технологию производства, быть в курсе важных корпоративных новостей, т. е. досконально знать сектор и каждую компанию в отдельности, независимо от того, публична она или нет. Таким образом, можно оценить организацию и при необходимости обосновать, как повлияет на ее стоимость то или иное событие. Впрочем, есть аналитики, которые занимаются макроэкономическими проблемами, к примеру, выясняют, как ипотечный кризис в США отразится на строительстве элитного жилья в Подмосковье, и консультируют узкоспециализированных коллег.
Аналитики могут делиться на тех, кто работает на «внешнюю пропаганду» и «внутреннюю разведку». В большинстве инвесткомпаний есть отделы «идеологического вещания». Здесь трудятся так называемые аналитики sell-side, призванные объяснять инвесторам причины рыночных взлетов и падений, делать ежедневные прогнозы и обзоры и тем самым привлекать клиентов. Их деятельность «уравновешивают» «бойцы невидимого фронта», чьи имена обычно неизвестны широкой публике, – аналитики buy-side, работающие в одной упряжке с управляющим активами. На основании советов, предоставляемых аналитиком, портфельные менеджеры решают, как выгоднее поступить с теми или иными ценными бумагами: купить, продать или придержать. «Ситуация, когда прогноз аналитика оправдался и управляющий получил доход, оценивается как штатная, и основные заслуги принадлежат управляющему, – рассказывает Владимир Веденеев, имеющий восьмилетний опыт работы в «индустрии прогнозов». – Но когда актив начинает падать, виноват аналитик. Получается, что нужно не только указать на квартиру, где деньги лежат, но и ключ от нее предоставить. При этом портфельный менеджер с радостью поделится рисками, но не бонусами. Все это богатая почва для анекдотов».
Информация к размышлению. Замечено, что чем моложе аналитик, тем раньше начинается и позже заканчивается его рабочий день, плавно перетекая в следующий. В 6.30 утра он уже сидит за компьютером, просматривает новостные ленты. За день прочитывает пять-шесть газет, посещает бесчисленное количество сайтов и старается быть в курсе всех событий сразу. Аналитик со стажем обращает внимание на газетные заголовки, статьи читает выборочно, по делу заглядывает в информационные системы и на официальные сайты интересующих его компаний. «Умение работать с большим потоком информации зависит не от цепкости ума или каких-то особых талантов, – считает аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова. – Это навык, который приходит с опытом. Нельзя в течение рабочего дня вникнуть в детали ближневосточного политического конфликта или подготовки к Олимпиаде в Сочи и в то же время быть в курсе новостей своего сектора. Я выработала критерий: входящая информация интересна, если она затрагивает мою отрасль, т. е. касается финансовой сферы. За некоторым исключением я не могу тратить на обзоры больше пятнадцати минут, поэтому отмечаю лишь ключевые пункты и просматриваю все графики, которые часто говорят больше, чем слова».
Особое внимание аналитики уделяют официальным отчетам публичных компаний. Исследование этих документов развивает в представителях профессии умение видеть между строк. «Стандартные отчетные формы содержат вроде бы все необходимые данные, – делится опытом Владимир Виденеев. – Отдельно на нескольких листах выпускается объяснительная записка, в которой вроде бы подробно расписывается, что, откуда и почему берется. Но обычно в таких «пресс-релизах» организация комментирует свои достижения, а спорные моменты предпочитает не афишировать. Поэтому аналитик должен внимательно вглядываться в цифры и понимать, что за ними скрывается».
Компании оставляют за собой право не обнародовать некоторые аспекты деятельности. Тогда аналитики пишут запросы. «Иногда нам отвечают, иногда нет, – комментирует аналитик ГК «Альянс Континенталь» Людмила Дробина. – Если какие-то данные остаются недоступными, мы полагаемся на свое субъективное мнение, и, конечно, закрытость компании может стать негативным фактором при ее оценке».
Фундамент для советов. В работе аналитики основываются на одном из двух видов анализа – фундаментальном или техническом. На фундаментальный анализ новой структуры, по оценкам опрошенных «Ф.» специалистов, может уйти от двух часов до нескольких недель. «Время будет зависеть от того, принадлежит ли она к хорошо знакомой мне отрасли, от прозрачности и доступности информации по компании», – объясняет аналитик ИФ «Олма» Антон Старцев. Подобный анализ предполагает оценку рынка, на котором действует рассматриваемая компания, динамику ее роста, детальное знакомство с финансовой отчетностью. Немаловажен и «личностный фактор»: аналитики тщательно изучают резюме руководителей, их заслуги и стиль управления.
В отличие от фундаментального технический анализ чаще предполагает прогнозирование колебаний рынка в течение дня, недели, месяца. И в среде аналитиков у него больше противников, чем сторонников. «Те, кто занимаются техническим анализом, обычно имеют самые поверхностные знания об отрасли, к которой относится компания, не уделяют внимания технологиям производства, специфике рынка, – возмущается специалист отдела сопровождения дилерских операций БФА Сергей Подузов. – Они просто смотрят на различные графики, ищут закономерности, предполагая, что при схожей расстановке сил событие может повториться. Вероятности таких совпадений посвящено много теорий и книг. Все они напоминают соответствующие теории об игре в казино». Впрочем, иные сторонники фундаментальных исследований допускают, что в инвестиционном бизнесе, особенно в крупных брокерских компаниях, должны быть рабочие места и для специалистов по техническому анализу, строящих наглядные оперативные графики. Работа сразу в двух направлениях позволяет дать клиенту наиболее полную картину.
Многие аналитики единодушны в неприятии интуиции. Некоторые, правда, говорят так: интуиция – это профессиональный опыт, накопленный в подсознании, и считают, что все внезапные озарения следует подвергать тщательному анализу. Интересно, что работодатели и инвесторы, напротив, уповают на сверхъестественные способности, якобы присущие хорошему аналитику. «Об интуиции не принято говорить прямо, – говорит Эльвира Гарифулина. – Но клиенты так или иначе дают понять, что им нужны сотрудники с особым чутьем. Может быть, поэтому на собеседованиях задают странные вопросы?»
КАРЬЕРНЫЙ АНАЛИЗ: Оценка оценщиков
Типичная схема развития «звездного» специалиста – карьерный путь от младшего финансового аналитика до начальника аналитического отдела в ранге вице-президента компании.
Опыт работы около пяти лет в брэндовой компании, как минимум пять человек в подчинении, наличие сертификата CFA. При прочих равных условиях он, по утверждению рекрутеров, может увеличить стоимость кандидата вдвое. Переквалификация внутри профессии и движение по компаниям разной крупности не составит проблем. Поменять «облигации на акции» и наоборот или сменить отрасль можно довольно легко. Причем в крупные российские и иностранные компании охотно берут таких специалистов из небольших отечественных. По данным Cornerstone, аналитик с годом или двумя опыта в инвестбизнесе может рассчитывать на ежемесячный оклад в $2–3 тыс., старший аналитик в среднем получает $4–5 тыс. Плюс бонусы – 50–150% годового дохода. А, по сведениям Antal, руководители департаментов крупных компаний могут рассчитывать на $7–10 тыс. в месяц и на бонус, доходящий до 200% годового оклада.
Известно также, что глава аналитического подразделения в особо «крутых» компаниях может получать больше $1 млн.
Профессия. Мало что стоит так дорого, как хороший совет. «Ф.» решил внимательнее взглянуть на тех, кто сделал советы своей работой.
Если на собеседовании молодой человек говорит, что хочет быть финансовым аналитиком в инвесткомпании, и к этому ему нечего добавить, приходится с ним тут же прощаться, – рассказывает старший консультант Antal International Эльвира Гарифулина. – Вряд ли работодателя заинтересует кандидат, имеющий самые приблизительные представления о профессии». Обычный финансовый аналитик имеет дело с отчетностью собственного предприятия и занимается разного рода планированием и контролем. И в реальном секторе, и в инвесткомпаниях, и в банках такой специалист будет выполнять примерно одни и те же функции.
«Инвестиционный аналитик – совсем другая профессия, – объясняет консультант департамента «Финансы и аудит» Cornerstone Дмитрий Поневежский. – Этот специалист принадлежит не к финансовому, а аналитическому департаменту, занимается анализом рынка и отдельных его отраслей». Однако опыт «Ф.» показал, что сами сотрудники аналитических отделов не вдаются в тонкости терминологии. «Инвестиционный? Финансовый? – размышляет начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Владимир Веденеев. – Финансовый звучит привычнее, но, чтобы не было путаницы, лучше просто говорить: аналитик».
Почем колготки в переходе. Для того чтобы прийти в инвестиционную сферу на позицию аналитика, нужно подавать большие надежды, а именно отучиться в престижном вузе и пройти стажировку в одной из крупных инвесткомпаний. Необходимо также знание английского языка, потому что не владеющий им сотрудник лишается значительной доли информации. Владимир Веденеев, впрочем, считает: научить молодого специалиста английскому языку легче, чем развить в нем склонность к аналитике. Поэтому необходимейшее из условий – аналитический склад ума, наличие-отсутствие которого выявляется на многочисленных собеседованиях с работодателем (их число может доходить до 12). Во время разговора задаются неожиданные вопросы: например, сколько стоит определенное лекарство в соседней аптеке или женские колготки в ближайшем подземном переходе. Так проверяется стрессоустойчивость и получается представление об общем кругозоре соискателя. На мнение работодателя могут повлиять странные вещи. «На первом курсе я работал курьером в небольшой инвесткомпании. Мне нравилась математика, я хотел попробовать себя в аналитике, но мне, естественно, не доверяли, – вспоминает представитель профессии. – На корпоративном празднике были устроены соревнования на лодках и делались ставки, кто из брокеров приплывет быстрее. Мой прогноз занял второе место, и отношение ко мне резко изменилось. Вскоре я стал аналитиком».
Штатная ситуация. Как правило, аналитики специализируются в одном из направлений – акциях или облигациях. Те, кто имеют дело с акциями, чаще всего останавливаются на одной отрасли: потребительском секторе, электроэнергетике, телекоммуникациях и т. д. Это дает возможность детально изучить технологию производства, быть в курсе важных корпоративных новостей, т. е. досконально знать сектор и каждую компанию в отдельности, независимо от того, публична она или нет. Таким образом, можно оценить организацию и при необходимости обосновать, как повлияет на ее стоимость то или иное событие. Впрочем, есть аналитики, которые занимаются макроэкономическими проблемами, к примеру, выясняют, как ипотечный кризис в США отразится на строительстве элитного жилья в Подмосковье, и консультируют узкоспециализированных коллег.
Аналитики могут делиться на тех, кто работает на «внешнюю пропаганду» и «внутреннюю разведку». В большинстве инвесткомпаний есть отделы «идеологического вещания». Здесь трудятся так называемые аналитики sell-side, призванные объяснять инвесторам причины рыночных взлетов и падений, делать ежедневные прогнозы и обзоры и тем самым привлекать клиентов. Их деятельность «уравновешивают» «бойцы невидимого фронта», чьи имена обычно неизвестны широкой публике, – аналитики buy-side, работающие в одной упряжке с управляющим активами. На основании советов, предоставляемых аналитиком, портфельные менеджеры решают, как выгоднее поступить с теми или иными ценными бумагами: купить, продать или придержать. «Ситуация, когда прогноз аналитика оправдался и управляющий получил доход, оценивается как штатная, и основные заслуги принадлежат управляющему, – рассказывает Владимир Веденеев, имеющий восьмилетний опыт работы в «индустрии прогнозов». – Но когда актив начинает падать, виноват аналитик. Получается, что нужно не только указать на квартиру, где деньги лежат, но и ключ от нее предоставить. При этом портфельный менеджер с радостью поделится рисками, но не бонусами. Все это богатая почва для анекдотов».
Информация к размышлению. Замечено, что чем моложе аналитик, тем раньше начинается и позже заканчивается его рабочий день, плавно перетекая в следующий. В 6.30 утра он уже сидит за компьютером, просматривает новостные ленты. За день прочитывает пять-шесть газет, посещает бесчисленное количество сайтов и старается быть в курсе всех событий сразу. Аналитик со стажем обращает внимание на газетные заголовки, статьи читает выборочно, по делу заглядывает в информационные системы и на официальные сайты интересующих его компаний. «Умение работать с большим потоком информации зависит не от цепкости ума или каких-то особых талантов, – считает аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова. – Это навык, который приходит с опытом. Нельзя в течение рабочего дня вникнуть в детали ближневосточного политического конфликта или подготовки к Олимпиаде в Сочи и в то же время быть в курсе новостей своего сектора. Я выработала критерий: входящая информация интересна, если она затрагивает мою отрасль, т. е. касается финансовой сферы. За некоторым исключением я не могу тратить на обзоры больше пятнадцати минут, поэтому отмечаю лишь ключевые пункты и просматриваю все графики, которые часто говорят больше, чем слова».
Особое внимание аналитики уделяют официальным отчетам публичных компаний. Исследование этих документов развивает в представителях профессии умение видеть между строк. «Стандартные отчетные формы содержат вроде бы все необходимые данные, – делится опытом Владимир Виденеев. – Отдельно на нескольких листах выпускается объяснительная записка, в которой вроде бы подробно расписывается, что, откуда и почему берется. Но обычно в таких «пресс-релизах» организация комментирует свои достижения, а спорные моменты предпочитает не афишировать. Поэтому аналитик должен внимательно вглядываться в цифры и понимать, что за ними скрывается».
Компании оставляют за собой право не обнародовать некоторые аспекты деятельности. Тогда аналитики пишут запросы. «Иногда нам отвечают, иногда нет, – комментирует аналитик ГК «Альянс Континенталь» Людмила Дробина. – Если какие-то данные остаются недоступными, мы полагаемся на свое субъективное мнение, и, конечно, закрытость компании может стать негативным фактором при ее оценке».
Фундамент для советов. В работе аналитики основываются на одном из двух видов анализа – фундаментальном или техническом. На фундаментальный анализ новой структуры, по оценкам опрошенных «Ф.» специалистов, может уйти от двух часов до нескольких недель. «Время будет зависеть от того, принадлежит ли она к хорошо знакомой мне отрасли, от прозрачности и доступности информации по компании», – объясняет аналитик ИФ «Олма» Антон Старцев. Подобный анализ предполагает оценку рынка, на котором действует рассматриваемая компания, динамику ее роста, детальное знакомство с финансовой отчетностью. Немаловажен и «личностный фактор»: аналитики тщательно изучают резюме руководителей, их заслуги и стиль управления.
В отличие от фундаментального технический анализ чаще предполагает прогнозирование колебаний рынка в течение дня, недели, месяца. И в среде аналитиков у него больше противников, чем сторонников. «Те, кто занимаются техническим анализом, обычно имеют самые поверхностные знания об отрасли, к которой относится компания, не уделяют внимания технологиям производства, специфике рынка, – возмущается специалист отдела сопровождения дилерских операций БФА Сергей Подузов. – Они просто смотрят на различные графики, ищут закономерности, предполагая, что при схожей расстановке сил событие может повториться. Вероятности таких совпадений посвящено много теорий и книг. Все они напоминают соответствующие теории об игре в казино». Впрочем, иные сторонники фундаментальных исследований допускают, что в инвестиционном бизнесе, особенно в крупных брокерских компаниях, должны быть рабочие места и для специалистов по техническому анализу, строящих наглядные оперативные графики. Работа сразу в двух направлениях позволяет дать клиенту наиболее полную картину.
Многие аналитики единодушны в неприятии интуиции. Некоторые, правда, говорят так: интуиция – это профессиональный опыт, накопленный в подсознании, и считают, что все внезапные озарения следует подвергать тщательному анализу. Интересно, что работодатели и инвесторы, напротив, уповают на сверхъестественные способности, якобы присущие хорошему аналитику. «Об интуиции не принято говорить прямо, – говорит Эльвира Гарифулина. – Но клиенты так или иначе дают понять, что им нужны сотрудники с особым чутьем. Может быть, поэтому на собеседованиях задают странные вопросы?»
КАРЬЕРНЫЙ АНАЛИЗ: Оценка оценщиков
Типичная схема развития «звездного» специалиста – карьерный путь от младшего финансового аналитика до начальника аналитического отдела в ранге вице-президента компании.
Опыт работы около пяти лет в брэндовой компании, как минимум пять человек в подчинении, наличие сертификата CFA. При прочих равных условиях он, по утверждению рекрутеров, может увеличить стоимость кандидата вдвое. Переквалификация внутри профессии и движение по компаниям разной крупности не составит проблем. Поменять «облигации на акции» и наоборот или сменить отрасль можно довольно легко. Причем в крупные российские и иностранные компании охотно берут таких специалистов из небольших отечественных. По данным Cornerstone, аналитик с годом или двумя опыта в инвестбизнесе может рассчитывать на ежемесячный оклад в $2–3 тыс., старший аналитик в среднем получает $4–5 тыс. Плюс бонусы – 50–150% годового дохода. А, по сведениям Antal, руководители департаментов крупных компаний могут рассчитывать на $7–10 тыс. в месяц и на бонус, доходящий до 200% годового оклада.
Известно также, что глава аналитического подразделения в особо «крутых» компаниях может получать больше $1 млн.
0 коммент.:
Отправить комментарий