Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie)

12 декабря 2012 г.

Сохранить ru.trade :
Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie)

Эндрю Карнеги родился 25 ноября 1835 года в небольшом доме в шотландском селении Данфермлин. Дом одновременно служил ткацкой мастерской его отца Уильяма Карнеги. Уилл принадлежал к рабочей аристократии и был истинным профессионалом своего дела. Он был порядочным, милым и сентиментальным человеком, несмотря на то, что происходил из радикально настроенных семей. Дела шли хорошо, пока нарастающая мощь пара XIX столетия не стала вытеснять кустарные производства. Уильям Карнеги не смог приспособиться к нарождающимся условиям нового промышленного века и к 1948 году едва мог найти себе работу. Всю заботу о семье на себя взяла Маргарет Карнеги. Заняв денег на дорогу, 17 мая 1848 года семейство присоединилось к 188 233 британцам, эмигрировавшим в Соединенные Штаты. Карнеги поселились в Слэбтауне (штат Пенсильвания) в крохотном доме, именно в этом городе 13 летней Эндрю Карнеги и вступил на лестницу успеха.

Эндрю нашел работу мальчика при бобинах на текстильной фабрике, принадлежавшей некоему шотландцу и производившей хлопчатобумажные ткани. За эту работу ему платили 1 доллар 20 центов в неделю. Вскоре один из друзей семьи предложил мальчугану работу по обслуживанию парового котла. Работа предполагала долгие часы одиночества в подвале фабрики, что тяжело переносилось юнцом Карнеги. Бизнес расширялся и фабриканту понадобились помощники, таким образом Эндрю превратился в конторского служащего. Его зарплата выросла до 2-х долларов в неделю, однако в обязанности Карнеги входили также нанесение защитного слоя масла на бобины. Отработав 12 часов, мальчик оправлялся в центр Питсбурга к бухгалтеру, которого несколько юношей убедили дать им уроки мемориально-ордерного учета. На этих занятиях юный Карнеги обнаружил в себе способности к математике. Случайная встреча позволила Эндрю попасть на работу в "Телеграфную компанию О'Рейли". Это было уже 3-е место работы за три месяца пребывания в Слэбтауне, зарплата поднялась до 11 долларов 25 центов в месяц, а вскоре уже составляла 13,50. Для Эндрю не было критерия - выполнить работу добросовестно, он всегда руководствовался правилом - работа должна быть сделана на высоте. Семья Карнеги быстро восстанавливала свое материальное положение и вскоре смогла вернуть не только деньги занятые на переезд, но и купить собственный дом.

Работа посыльного дала возможность Карнеги узнать обо всем и обо всех в деловых кругах города. Он самостоятельно изучил телеграф и добился совершенства в этом деле - ему удавалось работать на ключе быстрее всех. К 1851 году его жалование поднялось до 25 долларов в месяц.

Судьбоносным для Карнеги стало знакомство с Томасом Александром Скоттом, который был заместителем управляющего Западным участком Пенсильванкской железной дороги - "Пенсильвания". Составление расписания на данном участке было жизненно необходимо, так как дорога имела одну колею, и Скотт понимал, что для более эффективного управления ему был необходим собственный телеграф. Лучшей кандидатурой на пост заведующего телеграфом оказался Карнеги. К тому времени Эндрю уже научился принимать телеграммы на слух, а не расшифровывать рулоны точек и тире, придуманных Сэмюэлом Морзе. В 1853 году сталелитейный король занял свое рабочее место в "Пенсильвании" а его зарплата поднялась на 40% до 35 долларов. Это назначение позволило ему быть в самом эпицентре транспортных перевозок в одном из самых быстроразвивающихся промышленных районов Соединенных Штатов.

Карнеги обладал многими талантами не только в профессиональной сфере. Он был отважен и смел в поступках, умел расположить к себе людей и избегал посредников во всем, что касалось лично него. Скотт проникся к юноше добрыми чувствами и ценил его таланты. Фактически именно он ввел его в мир людей большого бизнеса. В то время будущего магната называли "малыш Энди" или "Энди господина Скотта". Примечательный случай случился на "Пенсильвании", когда этот самый малыш помог исправить накалившуюся ситуацию. Авария на восточном участке привела к остановке поездов по всей линии. Карнеги узнал об этом сразу же, как только пришел на работу, но мистера Скотта нигде не могли найти. Тут то он и взял на себя риск исправить сложившуюся ситуацию, поставив на карту свое будущее. Он начал отстукивать на телеграфном ключе приказы, подписывая их T.A.S. (Tomas Alexander Scott). Когда Скотт ворвался в офис, Эндрю подробно и четко изложил все что случилось, и что он предпринял. Как писал сам Карнеги: "Секунду Скотт смотрел мне прямо в лицо. Я едва осмеливался поднять глаза". Но скоро он узнал через третьих лиц, как Скотт хвастался своим протеже перед друзьями.

Вероятно, именно в это время Томас проникся огромным доверием к своем "малышу Энди", и поэтому предложил Карнеги заняться совместными инвестициями. Сумма, которую требовалось достать для вложения в акции "Адамс экспресс компани", составляла 610 долларов. В 1856 году это было целое состояние, и конечно, у Эндрю не было таких средств. Вероятнее всего всю сумму целиком ему одолжил сам Томас, хотя Карнеги писал, что в этом вопросе ему помогла мать. Благодаря этой инвестиции Карнеги узнал, как деньги могли делать деньги "Эврика! - вскричал он, получив первый чек на дивиденды. - Вот она, гусыня, несущая золотые яйца". Так Эндрю превратился из служащего в капиталиста.

К концу осени 1856 Томаса Скотта перевели с повышением к Герману Лобаерту, который к тому времени занял пост генерального директора "Пенсильвании". Это назначении подразумевало переезд в Алтуну, и конечно, "Энди мистера Скотта" отправился туда же с новым жалованием в 50 долларов в месяц.

В 1859 Скотт получил место вице-президента "Пенсильвании". При встрече Томаса с президентом Томсоном, ему удалось убедить последнего, что Карнеги (которому в то время исполнилось только 24 года) является отличным кандидатом на пост управляющего Западным отделением Пенсиьванской железной дороги. Так к 1 декабря 1859 года Эндрю Карнеги стал одной из ключевых фигур в "Пенсильвании" с окладом в 1500 долларов. Но к тому моменту Эндрю уже не так сильно волновал его размер жалования. В 1858 году он сделал вложения в очень перспективную компанию по производству спальных вагонов Вудруфа. А последующие годы стали для него весьма удачливыми. В 1863 году его совокупный доход составил 42 260 долларов. В том же году его жалование составляло 2400 долларов. В 1865 году Карнеги покинет "Пенсильванию" будучи уже состоявшимся бизнесменом и инвестором. А при составлении списка своих удач и поражений в 1968 году в свои записях он отметит, инвестиции - 400 тысяч долларов, совокупный доход 56 110 долларов. Он станет одним из самых богатых людей Америки. Однако, наряду с этим он запишет и следующие слова: "Человек должен иметь идола. Стремление к накоплению богатства - самая отвратительная разновидность идолопоклонства. Нет ничего отвратительнее культа денег. Мне следует проявлять предельную осторожность, ведь чем бы я ни занимался, я должен буду преуспеть в этом. Поэтому я обязан выбрать жизненный путь, который облагородит меня". И он сделает это взрастив одну из самых мощных корпораций Америки по производству стали. Но прежде Карнеги столкнется еще с одним испытанием, которое оставит неизгладимый след в его жизни.

В 1873 году разразился один из самых разрушительных кризисов Америки, когда 18 сентября, крупный банкирский дом "Джей Кук энд компани" потерпел крах, что вызвало панику на финансовом рынке, которая быстро перекинулась на реальную экономику. В это время Томас Скотт строил железную дорогу Техас - Тихий океан, хотя Карнеги изначально скептически относился к этому проекту он ссудил в него 250 тысяч на начальном этапе. Теперь же требовались обеспечение дополнительных займов, о чем его просил старый друг и наставник Скотт. Тогда Эндрю предстал перед собравшимися, которые желали поддержать Томаса в данном предприятии и хотели, чтобы 75% суммы обеспечения было внесено Карнеги. Экономическая выгода перевесила дружеские отношения, и он отказался обеспечить заем. К тому же в те годы у него появились новые партнеры и обязательства, которые сулили большую выгоду, чем рисковое предприятие Скотта.

Заключив выгодное партнерство с Генри Клей Фриком, используя на полную мощность открытие Бессемера (новый способ производства стали открытый в 1856 году), и отведя главенствующую роль в разработке инженерам, в 1875 году был запущен "Сталелитейный завод Эдгара Томсона". В том же году он начал производить 2,25 процента всех рельсов США, что составляло 259 699 тонн. Нужно отметить, что в те времена рельсы были в основном чугунными. Чугун, в отличие от стали, более хрупкий и менее темперотуроустойчевый материал. Возрастающая нагрузка перевозок, очень быстро приводила чугунные рельсы в негодность, поэтому было необходимо искать им замену. До Бессемерского открытия производство стали было очень дорогостоящим, в тоже время новый метод подразумевал эффект масштаба производства - чем больше произведенной стали, тем меньше удельная стоимость каждого грамма. В 1900 году, последнем году единоличного владения Карнеги, доля "Эдгара Томсона" в совокупном американском выпуске рельсов подскочила до 26,3 процентов. Рост заказов отражал ежегодное увеличение потребности на 9,3 % в течение последней четверти XIX столетия. В 1875 году завод принес 18 600 долларов, в 1900 - 40 миллионов.

До того как Карнеги продал свои паи Дж. П. Моргану в 1901 году за 480 миллионов долларов (персональная доля Карнеги 300 миллионов), компании Карнеги (созданные за долгие годы и имевшие разнообразные формы и названия) являлись закрытыми обществами. Эти компания подчинялись правилам, записанным в "Соглашении металлистов": любого держателя акций, пожелавшего пустить в обращение свои активы, обязывали продать их фирме по номиналу. Естественно, в период с 1875 по 1901 год номинал акций составлял лишь малую толику того, что можно было выручить за них на открытом рынке. Карнеги всегда владел более чем 50% капитала фирмы. Он мог заставить и заставлял "партнеров" танцевать под свою дудку".

Фактически 1901 год стал для Карнеги последним в мире активного бизнеса. Остальную часть своей жизни он посвяти неудачной борьбе за мир. Эндрю Карнеги скончался 11 августа 1919 года в Леноксе, штат Массачусетс.

Филип Карре (Philip Carret)
Ru.Trade - Биржевая торговля и Инвестиции на Финансовых рынках.

0 коммент.:

Отправить комментарий