Что такое хеджирование

1 февраля 2012 г.

Сохранить ru.trade :
Что такое хеджирование

Рынок производных инструментов, или иначе - срочных контрактов, привлекает множество участников, которые глобально по своим целям делятся на хеджеров и спекулянтов. При этом хеджеры в экономическом плане являются основными участниками данного рынка.

Изначально рынок производных инструментов (здесь мы имеем ввиду прежде всего фьючерсы, форварды и опционы) создавался именно хеджерами, и только потом к этому рынку присоединились спекулянты. Однако при заключении сделки не имеет никакого значения, кто ты – хеджер или спекулянт. И тот, и другой отдают одни и те же приказы (на покупку или продажу) и совершают одни и те же операции с одними и теми же активами (акциями, товарами, валютой). И все же принципиальная разница между спекулянтами и хеджерами есть. Если основная цель первых - получить доход за счет игры на разницы в цене (дешево купил и затем дорого продал), то цель хеджеров – снизить риски, связанные с неблагоприятным изменением цен.

Основная сфера деятельности хеджеров лежит в области материального производства на рынке наличного товара, а также различного вида финансовых и социальных услуг. В эпоху инфляции значительные интервалы времени, необходимые для реализации уставной деятельности хеджеров, обусловливают потребность в большом количестве денежных ресурсов, которые без принятия компенсирующих мер быстро обесцениваются. Кроме того, возникает потребность в осуществлении планирования затрат на сырье и материалы на будущие периоды с целью определения конечных цен на выпускаемую продукцию. Точно так же обстоят дела и с потребителями продукции, которые вынуждены искать пути защиты своих сбережений, чтобы в будущем можно было бы приобрести необходимые активы.

При таком положении дел у хеджеров – реальных товаропроизводителей и потребителей реальных услуг - возникает потребность не столько в приумножении своего капитала, сколько хотя бы в замедлении темпов его обесценения в сравнении с темпом инфляции. И именно для этого хеджер готов "пожертвовать" определенную сумму денег в целях страхования (хеджирования) своего бизнеса от неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры, или, иными словами, хеджеры используют рынок срочных контрактов для того, чтобы застраховать себя от риска, связанного с колебаниями цен. Хеджирование позволяет и производителям, и потребителям избежать или, по крайней мере, уменьшить ценовой риск при реализации или приобретении товаров и услуг, экспортерам и импортерам – риск изменения валютных курсов, владельцам финансовых активов и акционерам – риск падения их курсовой стоимости, заемщикам и кредиторам – риск изменения процентных ставок. Позицию хеджера можно сформулировать так: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Все, что хочет хеджер – это стабильную и понятную доходность от своего бизнеса или своих активов. Его в данном случае не интересует сверхприбыль, его интересует только та прибыль, которую он может гарантированно получить уже сегодня.

К чему сводится процесс хеджирования?

Хеджированием называется позиция хеджера на фьючерсном или форвардном рынке, которая противоположна его позиции на рынке физического товара или реальных услуг. Допустим, хеджер взял кредит в банке в долларах США под покупку оборудования. Он купил это оборудование, установил его, и оно начало "выдавать на-гора" продукцию, которую он успешно продает за рубли. Однако кредит надо будет возвращать в долларах США, и если валютный курс сильно изменится в неблагоприятную сторону, то полученной от продажи произведенной продукции прибыли может и не хватить на погашение всей суммы кредита. Если риски изменения валютного курса велики, то тогда хеджер может выйти на срочный рынок и открыть длинную позицию - купить фьючерс на доллар США. И тогда получается следующее: на рынке реального товара доллары у хеджера проданы (он ведь на них купил оборудование), а на фьючерсном рынке доллары куплены. И поэтому в случае реального обесценения рубля убытки, получаемые хеджером на рынке реального товара, будут компенсироваться прибылью, получаемой по фьючерсным контрактам.

Особенно привлекательным инструментом для хеджирования являются опционные контракты, характеризующиеся ограниченным риском потерь и неограниченным потенциалом прибылей.

В заключение следует отметить, что хеджирование – это удел не только крупных товаропроизводителей и потребителей. Хеджирование доступно любому инвестору, который хотел бы застраховать, допустим, свой инвестиционный портфель от обесценивания или же полученный валютный кредит от внезапного изменения валютных курсов и т.д. Современные рынки производных инструментов могут удовлетворить потребности любых хеджеров – начиная от самых мелких, которые работают с несколькими десятками тысяч рублей, до крупных корпораций, страхующих свои риски на десятки миллиардов долларов.
Ru.Trade - Биржевая торговля и Инвестиции на Финансовых рынках.

0 коммент.:

Отправить комментарий